Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь учреждения дошкольного образования. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
участие родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях по нравственно – патриотическому воспитанию;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-педагогические материалы по данной теме;
выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических чувств:
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;
стремление учитывать интересы ребенка, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и учреждения образования.

Формы работы с родителями:
1. Массовые: совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей; родительские собрания; конференции и консультации; вечера для родителей; дни открытых дверей; КВН, викторины, праздники, концерты; совместное творчество; выпуск газеты; соревнования.
2. Индивидуальные: беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений.
3. Наглядно-информационные:
информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью учреждения дошкольного образования) информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни учреждения дошкольного образования, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность.
Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам учреждения дошкольного образования и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:
1) Просвещение родителей, передача им необходимой информации по
тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).
2) Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов
Какие темы проектов позволят родителям решать задачи социально-нравственного и личностного развития их детей?
Семейный проект предполагает совместную работу родителей и детей при выполнении какой-то задачи, но результаты проделанной работы они могут рассказать в детском саду.
«Семейное древо».
Его можно предложить с целью расширения знаний детей о своём роде, профессиях, роде деятельности и достижениях своих прадедов, воспитания уважения и любви к родным и близким.
«Игрушки моего детства».
Родители рассказывают детям о том, в какие игрушки они любили играть в детстве, находят фотографии этих игрушек, вместе с детьми сравнивают их с современными игрушками.
«Герб моей семьи».
Дети вместе с родителями придумывают герб своей семьи и его презентуют его в группе. При выборе образов они руководствуются своими семейными ценностями и традициями.
«Что в имени моем».
Родители раскрывают тайны имени своего ребенка, очень творчески и с большой любовью оформляют объяснение этого имени на листе бумаге, рассказывают ребенку, почему они дали ребенку такое имя, а дети делятся своими знаниями о своем имени в группе.
«Хранители воспоминаний».
Дети вместе с родителями мастерят рамки для фотографий или готовят семейный фотоколлаж и рассказывают о событиях, изображенных на них. У кого-то – это был семейный праздник, у кого-то – незабываемое путешествие, а для кого-то – обычное, но очень значимое для него событие.

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у педагогов и родителей одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Литература:
1.Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие
для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/
А.А. Гуз. – 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических
работников учреждений дошкольного образования по использованию
информационных материалов для родителей, способствующих развитию
личности ребенка в различных видах деятельности.

поделиться в: